14.08.2022
Сегодня начался Успенский пост - один из четырех многодневных постов, установленных Православной Церковью.

Завершается он праздником, в честь которого и назван - Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Этот и еще один праздник - Преображение Господне (19 августа) - создают настрой Успенского поста, напоминая нам об удивительном смирении и готовности пройти все уготованное Им, которые показали всей Своей земной жизнью Господь и Богородица. Так же и мы не должны воспринимать пост как навязанное нам ограничение, но как добровольно принятое и ведущее нас к Богу действие.

В дни Успенского поста мы вспоминаем древнее церковное предание о том, что за несколько дней до Своего Успения Пресвятая Дева сподобилась узреть Архангела Гавриила, некогда возвестившего Ей радость Благовещения. И на этот раз небесный вестник был послан возвестить Божией Матери то, о чем она думала и молилась все дни и годы по Вознесении на Небо Её Божественного Сына - о Её переселении в Вечность. Богородица, услышав эту весть, начала приуготовлять себя к встрече с Сыном и Богом постом и молитвой. Так что пост, в который мы вступили, есть, некоторым образом, подражание Самой Царице Небесной.

Успенский пост соблюдался верующим с древних времен. Известно, что еще в V веке в году было четыре поста - для каждого времени года свой (Успенский пост приходится на календарное лето, но считается уже осенним).

Двухнедельный пост перед Успением (с 1 по 14 августа по старому стилю) был установлен на Константинопольском Соборе 1166 года.

Церковный устав предполагает во время Успенского поста такое же строгое воздержание, как и в Великий, но степень его каждый постящийся должен определять для себя сам, ориентируясь на свое состояние здоровья, образ жизни и советы духовника.

В первый день Успенского поста, празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. С первого августа (по старому стилю) и до Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы, в те­че­ние двух недель, по всем ули­цам го­ро­да про­но­си­ли крест в про­цес­сии, а за­тем вновь воз­вра­ща­ли в импе­ра­тор­ские па­ла­ты.

На Ру­си праздник по­явил­ся в XV ве­ке. При этом освя­ще­ние во­ды на ис­точ­ни­ках ста­ло на­по­ми­нать о кре­ще­нии Ру­си, на­чав­шем­ся, со­глас­но преданию, имен­но в этот день. (С 2008 го­да празднование начала кре­ще­ния Ру­си, со­глас­но по­ста­нов­ле­нию Архи­ерей­ско­го со­бо­ра, совмещено с памятью св. кня­зя Вла­ди­ми­ра).