Сегодня начался Успенский пост - один из четырех многодневных постов, установленных Православной Церковью.
Завершается он праздником, в честь которого и назван - Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Этот и еще один праздник - Преображение Господне (19 августа) - создают настрой Успенского поста, напоминая нам об удивительном смирении и готовности пройти все уготованное Им, которые показали всей Своей земной жизнью Господь и Богородица. Так же и мы не должны воспринимать пост как навязанное нам ограничение, но как добровольно принятое и ведущее нас к Богу действие.
В дни Успенского поста мы вспоминаем древнее церковное предание о том, что за несколько дней до Своего Успения Пресвятая Дева сподобилась узреть Архангела Гавриила, некогда возвестившего Ей радость Благовещения. И на этот раз небесный вестник был послан возвестить Божией Матери то, о чем она думала и молилась все дни и годы по Вознесении на Небо Её Божественного Сына - о Её переселении в Вечность. Богородица, услышав эту весть, начала приуготовлять себя к встрече с Сыном и Богом постом и молитвой. Так что пост, в который мы вступили, есть, некоторым образом, подражание Самой Царице Небесной.
Успенский пост соблюдался верующим с древних времен. Известно, что еще в V веке в году было четыре поста - для каждого времени года свой (Успенский пост приходится на календарное лето, но считается уже осенним).
Двухнедельный пост перед Успением (с 1 по 14 августа по старому стилю) был установлен на Константинопольском Соборе 1166 года.
Церковный устав предполагает во время Успенского поста такое же строгое воздержание, как и в Великий, но степень его каждый постящийся должен определять для себя сам, ориентируясь на свое состояние здоровья, образ жизни и советы духовника.
В первый день Успенского поста, празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. С первого августа (по старому стилю) и до Успения Богородицы, в течение двух недель, по всем улицам города проносили крест в процессии, а затем вновь возвращали в императорские палаты.
На Руси праздник появился в XV веке. При этом освящение воды на источниках стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно преданию, именно в этот день. (С 2008 года празднование начала крещения Руси, согласно постановлению Архиерейского собора, совмещено с памятью св. князя Владимира).